Безопасность на дороге: простые правила дорожного движения для детей

В летнюю пору дети проводят на улице большую часть дня. Еще более охотно родители будут отпускать своих детей на свежий воздух после длительного домашнего заточения на карантине. Прежде чем отпускать своих детей, в том числе и подростков, самостоятельно гулять на улицу, лишний раз напомните им правила безопасности на дороге. В данном разделе мы собрали самые важные правила дорожного движения для детей, которые им пригодятся.

Важность правил дорожного движения для детей

В отличие от взрослых, дети недостаточно внимательны и сконцентрированы, чтобы всегда быть осмотрительными во время прогулок. Без присмотра со стороны взрослых и надлежащего знания правил дорожного движения (ПДД) дети могут подвергаться риску.Когда дело касается безопасности детей, родители не должны идти на компромисс. Необходимо научить дошкольников ПДД, как только они станут достаточно взрослыми, чтобы услышать вас. Убедитесь, что они понимают, о чем вы говорите.

5 простых правил, которые должен запомнить ребёнок

Хотя детям и важно знать основы безопасного поведения на дороге, им не следует предоставлять больше информации, чем они могут усвоить. Вот несколько основных правил для дошкольников, с которых можно начать.

  1. Знай свой цвет. Помогите ребёнку узнать про светофоры и основные дорожные знаки, а также о том, на что они указывают.Иногда вместо силуэта человека на пешеходном переходе используется символ руки. Расскажите своему малышу об этом тоже. Если для пешеходов есть другие символы, вы должны сделать так, чтобы дети о них знали.
  2. Остановись. Посмотри. Переходи. Детям придется самостоятельно ходить в школу или на автобусную остановку. Возможно, им понадобится только пересечь улицу после того, как они выйдут из школьного автобуса. В любом случае, родители должны научить своих детей безопасно переходить дорогу.Малыши обычно невнимательны, поэтому приучайте их всегда останавливаться возле проезжей части. Доведите до автоматизма привычку осматривать дорогу во всех направлениях, прежде чем переходить.Переходить дорогу можно только по зебре, на пешеходном переходе, на зеленый свет, а у перекрестка — не наискосок, а перпендикулярно дороге.Взрослые должны всегда сопровождать детей в возрасте до шести лет и держать их за руку, переходя улицу.
  3. Будь внимателен — слушай. Объясните детям, что они не всегда могут увидеть автомобиль, ведь он может быть за поворотом. Поэтому они должны прислушиваться и быть внимательными, чтобы заблаговременно отреагировать на приближение транспортного средства.
  4. Не бегай через дорогу.В основном дети нетерпеливы, они могут перебегать дорогу, чтобы добраться на другую сторону улицы. Они также могут бегать по дороге во время игры. Объясните ребёнку, что бегать на проезжей части недопустимо, и в зависимости от его возраста, расскажите о возможных последствиях нарушения этого правила.
  5. Всегда ходи по тротуарам.Научите своих детей двигаться только по тротуарам, держась правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам. Будьте примером для них.

Безопасность движения для велосипедистов

Вот правила, которые должна соблюдать каждая семья, чтобы избежать опасных ситуаций:

  1. Шлем носить обязательно: иногда родители пропускают эту деталь. Статистика показывает, что этот простой аксессуар может снизить риск серьезных травм головы на 70 %. Убедитесь, что ваш ребёнок всегда носит высококачественный шлем, когда ездит на велосипеде.
  2. Следите за состоянием велосипеда: пустые шины и неисправные тормоза могут привести к потере контроля. Важно следить за состоянием велосипеда для избежания неисправностей.
  3. Велосипедный фонарь: ребёнку будет лучше видно дорогу, и, кроме того, он будет более заметным для других участников дорожного движения.
  4. Дети должны ездить на велосипедах в безопасных зонах: детям следует избегать больших основных дорог.
  5. Ехать на велосипеде ребёнок должен по велосипедной дорожке, где это возможно, или держаться правого края дороги.

Общественный транспорт

Ждать автобус следует на остановке, подальше от дороги. Необходимо соблюдать правила поведения: не бегать, не прыгать, не толкаться и не стоять на краю тротуара. Выходя из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт. Выйдя из трамвая, надо дождаться, пока он отъедет от остановки. Если нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, который бы двигался навстречу первому.

Безопасность в темное время суток

Дети — самые уязвимые участники дорожного движения. Особое беспокойство вызывает путь школьников домой, ведь темнеет сейчас рано, а в темной одежде пешеход практически незаметен для водителя.Например, пешеход становится заметным в черной одежде лишь с расстояния двух метров, в синей — с семнадцати, а в красной — с двадцати четырех, в то время как тормозной путь автомобиля составляет 20 метров на сухом и 30 метров на мокром асфальте. Поэтому в осенний и зимний период стоит отдавать предпочтение красному, желтому и белому цвету одежды, а ещё лучше — прикрепить светоотражающие элементы.Светоотражающие элементы (СВЭ) могут иметь различные формы:

  • стикеры (могут крепиться к одежде на липучке);
  • термополоски (крепятся на ткани с помощью прогрева утюгом)
  • жесткие браслеты (скручиваясь, крепятся на руку, ногу или сумку)
  • кулоны;
  • брелоки;
  • значки;
  • шнурки.

Часто изготавливают подвесные СВЭ для детей в виде различных зверей, игрушек, машинок, сказочных героев. Они легко крепятся на детскую одежду. Такие фликеры воспринимаются ребёнком как яркий аксессуар и качественно выполняют свою основную функцию.

5 методов, которые помогут приучить ребёнка к правильному поведению на дороге

  1. Собственный пример Маленькие дети всегда повторяют за взрослыми, используйте это на пользу, пусть дети учатся у вас только хорошим манерам.
  2. Разговоры Обычная прогулка может с легкостью превратиться в увлекательный урок о безопасном поведении на дороге. Расскажите малышу, что тротуар — для пешеходов, а дорога — для машин, о светофоре и его роли в дорожном движении.
  3. Творчество Обучающие мультики, книги, мобильные приложения — всё подходит для изучения правил дорожного движения. Нарисуйте и раскрасьте дорожные знаки или плакаты, чтобы помочь детям лучше их запомнить.

Предложите малышу посмотреть мультик «Азбука безопасности на дороге тетушки Совы». Просмотр поможет малышу узнать о важных правилах поведения на дороге. Есть и другие интересные ролики для детей.

Есть также мультфильмы, в которых правила встроены в сюжет мультика. Ребенок смотрит на любимых персонажей, параллельно запоминая важную информацию.

  1. Игра Никто не любит зубрить скучные правила, а вот играть нравится всем. Игра — это один из лучших способов научить детей тому, что важно. Вот несколько идей, которые помогут вашему ребёнку узнать о безопасности дорожного движения. Постройте с малышом игрушечный город, используя машинки, куклы, конструктор и тому подобное. Пазл-головоломка «Дорога» — прекрасное игровое пособие для изучения ПДД. Ребёнок может собирать дорогу в разных направлениях, но при этом учиться правильному поведению на улице. Предлагайте ребёнку поиграть с друзьями в подвижные игры на дорожную тематику, например, «Перекресток». В игре участвуют четверо и больше детей. Дети делятся на две группы — пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если возникают нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, и тот выбывает из игры.

Также есть интересные образовательные ресурсы с интерактивными играми-квестами по правилам дорожного движения. Например, Всероссийский интерактивный квест Первому пешеходу приготовиться.

  1. Проверка Проведите дискуссию — дайте вашему ребёнку сценарий и спросите его, что надо делать. Например: «Вы играете, и ваш мяч катится на середину дороги. Что бы ты сделала?» Или вы можете спросить: «Ты опаздываешь в школу, поэтому тебе следует бежать за школьным автобусом, правильно?» И посмотрите, что ребёнок ответит. Обязательно расскажите, какими должны быть правильные действия, и если ответ малыша был ошибочным, дайте обоснованные разъяснения. Со старшими детьми можно провести интересную викторину и даже пообещать супер-приз, если они правильно отвечать на все вопросы. Психологические особенности детей.Стоит помнить, что в каждом возрасте ребенок имеет особенности психологического развития, которые могут влиять на усвоение и выполнение им правил дорожного движения.Так, маленькие дети, которые еще не пошли в школу, имеют ограниченное поле зрения. Они не могут определить расстояние до автомобиля, поэтому не могут принять самостоятельное взвешенное решение, когда можно переходить дорогу. Дети младшего школьного возраста также могут иметь проблемы с определением скорости движения автомобиля. Более того, дети в этом возрасте нередко поглощены собственными мыслями, поэтому элементарно могут не заметить приближающийся автомобиль. В подростковом возрасте есть другие трудности, ведь дети в этом возрасте часто пренебрегают безопасностью и часто специально подвергают себя опасности.Задача родителей — с детства вкладывать в голову ребенка три основных навыка поведения, которые позволят им без проблем сориентироваться в дорожных ситуациях во взрослом возрасте.

  1. Сосредоточение внимания. У детей должна быть до автомата доведен навык останавливаться у дороги и выдерживать паузу, чтобы оценить ситуацию.
  2. Наблюдение. Научите ребенка уделять внимание не только подвижным предметам (машинам и общественному транспорту), но и неподвижным предметам, которые могут перекрывать обзор проезжей части.
  3. Самоконтроль. При каждом удобном случае рассказывайте ребенку, что при пересечении дороги необходимо быть сосредоточенным и на минуту отбросить все мысли из головы, не отвлекаться.

Знание и соблюдение правил дорожного движения для детей так же важны, как и овладение грамотой. Подвижные игры для детей помогут дошкольникам и младшим школьникам усвоить необходимые знания в интересной форме. Детские игры на дорожную тематику пригодятся родителям, воспитателям и учителям, чтобы объяснить дорожные правила, а также развить у юных пешеходов внимательность и наблюдательность. Пока дети маленькие, расскажите им правила безопасного поведения на дороге и сами демонстрируйте правильный пример, тогда вы будете спокойны, отпуская ребёнка одного в школу или на прогулку.

Правила поведения на воде в летний период

ПАМЯТКА О БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДОЁМАХ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ.

Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны при купании и пользовании плавательными средствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи.

Летом на водоемах следует соблюдать определенные правила безопасного поведения.

Во-первых, следует избегать купания в незнакомых местах, специально не оборудованных для этой цели.

Во-вторых, при купании запрещается:

  • заплывать за границы зоны купания;
  • подплывать к движущимся судам, лодкам, катерам, катамаранам, гидроциклам;
  • нырять и долго находиться под водой;
  • прыгать в воду в незнакомых местах, с причалов и др. сооружений, не приспособленных для этих целей;
  • долго находиться в холодной воде;
  • купаться на голодный желудок;
  • проводить в воде игры, связанные с нырянием и захватом друг друга;
  • плавать на досках, лежаках, бревнах, надувных матрасах и камерах (за пределы нормы заплыва);
  • подавать крики ложной тревоги;
  • приводить с собой собак и др. животных.

Необходимо уметь не только плавать, но и отдыхать на воде.

Наиболее известные способы отдыха:

Лечь на воду спиной, расправив руки и ноги, расслабиться и помогая себе удержаться в таком положении, сделать вдох, а затем после паузы — медленный выдох.

Если во время купания свело ногу, надо позвать на помощь, затем погрузиться с головой в воду, сильно потянуть ногу на себя за большой палец, а затем распрямить ее.

Если не имеешь навыка в плавание, не следует заплывать за границы зоны купания, это опасно для жизни.

Не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1-2 метра!

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ купание на водных объектах, оборудованных предупреждающими аншлагами «КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!»

Помните! Только неукоснительное соблюдение мер безопасного поведения на воде может предупредить беду.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС!

В связи с наступлением жаркой погоды, в целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных водоемах и о последствиях их нарушения. Этим Вы предупредите несчастные случаи с Вашими детьми на воде, от этого зависит жизнь Ваших детей сегодня и завтра.

Категорически запрещено купание:

  • детей без надзора взрослых;
  • в незнакомых местах;
  • на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах (без надзора взрослых);

Необходимо соблюдать следующие правила:

  • Прежде чем войти в воду, сделайте разминку, выполнив несколько легких упражнений.
  • Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).
  • Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.
  • Продолжительность купания — не более 30 минут, при невысокой температуре воды — не более 5-6 минут.
  • При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.
  • Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.
  • Не допускать ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.

Действия в случае, если тонет человек:

  • Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»
  • Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».
  • Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
  • Если хорошо плаваете, снимите одежду и обувь и вплавь доберитесь до тонущего. Заговорите с ним. Если услышите адекватный ответ, смело подставляйте ему плечо в качестве опоры и помогите доплыть до берега. Если же утопающий находится в панике, схватил вас и тащит за собой в воду, применяйте силу. Если освободиться от захвата вам не удается, сделайте глубокий вдох и нырните под воду, увлекая за собой спасаемого. Он обязательно отпустит вас. Если утопающий находится без сознания, можно транспортировать его до берега, держа за волосы.

Если тонешь сам:

  • Не паникуйте.
  • Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.
  • Перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Прежде, чем пойти купаться, не забудьте взять с собой английскую булавку. Она поможет вам, если в воде начнутся судороги. Если же у вас свело ногу, а булавки при себе нет, ущипните несколько раз икроножную мышцу. Если это не помогает, крепко возьмитесь за большой палец ноги и резко выпрямите его. Плывите к берегу.

Вы захлебнулись водой:

  • не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;
  • прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками;
  • затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;
  • восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;
  • при необходимости позовите людей на помощь.

ПАМЯТКА. Правила оказания помощи при утоплении:

  1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.
  2. Очистить ротовую полость.
  3. Резко надавить на корень языка.
  4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов — добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.
  5. Если нет рвотных движений и пульса — положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни — перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.
  6. Вызвать «Скорую помощь”.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.

НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца)


Внимание! Весенние каникулы!

Ознакомиться с правилами безопасного поведения на водоёмах можно в прикрепленных файлах.

Как вести себя ребенку при задержании сотрудниками правоохранительных органов, какие права есть у детей, если их задержали, арестовали – объясните это детям!

Основные правила поведения (рекомендуемые) для подростка, которого задерживает полиция:

  1. Не паниковать. Полицейский делает свою работу, и задача ребенка – как минимум, не мешать ему в этом.
  2. Не ругаться с полицейским, не спорить, не провоцировать его и не пытаться сбежать.
  3. Вежливо попросить сотрудника представиться и продемонстрировать удостоверение, если полицейский до сих пор этого не сделал.
  4. Поинтересоваться – по какой причине вас задерживают.
  5. Важно понимать, что в отделение подростка могут доставить для составления протокола, определения личности или в случае правонарушения. Сопротивляться не рекомендуется.
  6. Не вводить сотрудника в заблуждение или не лгать о своем ФИО, адресе, месте учебы и проч. Чем быстрее полицейский получит эту информацию, тем быстрее и легче будет решен вопрос задержания.
  7. Не подписывать никаких бумаг в отсутствие родителей или адвоката.
  8. Не выдумать событий и фактов, которых не было или в которых не уверен.

Несовершеннолетний имеет право:

  • На телефонный звонок. Исключение делают для лиц, которые находятся в розыске или сбежали из псих/учреждения.
  • Потребовать составления протокола своего задержания и вписать в него возражения.
  • Ничего не подписывать, не отвечать на вопросы(молчать), не свидетельствовать против близких людей, не свидетельствовать против себя.
  • Требовать, чтобы родителей (либо родственников) известили о задержании.
  • Потребовать вызова врача и фиксации следов применения физической силы, если таковая неправомерно применялась полицейскими.

Что делать, если сотрудники неправомерно применяют силу:

  1. По возможности — не паниковать.
  2. Запомнить всех, кто участвовал в задержании, допросе, неправомерных действиях.
  3. Запомнить обстановку тех кабинетов и мест, где задерживали, допрашивали и избивали.
  4. По возможности незаметно оставить следы там, где совершались неправомерные действия.

Правила поведения и план действий родителей или опекунов ребенка, подростка, задержанного сотрудниками полиции

Естественно, для родителей задержание ребенка – это шок.

Но, все-таки, первое правило поведения для мамы с папой – не паниковать. Потому что только в ясную и трезвую голову приходят правильные мысли.

  • Не спешите отвешивать ребенку подзатыльник в отделении (родители грешат этим довольно часто). Не забывайте, что ребенок мог потеряться, заблудиться, потерять документы, а то и вовсе оказаться не в то время (случайно) и не в том месте.
  • Не нужно оскорблений и угроз в сторону полицейских. Ведь задержание может оказаться и правильной мерой.
  • Не нужно кричать и скандалить – это делу не поможет. Тем более, что в ваших интересах показать, что ваш ребенок вырос в очень даже приличной семье.
  • Будьте вежливыми, но уверенными в себе. В большинстве случаев, после написания заявления родители спокойно забирают своих чад домой.

Кто может забрать ребенка из полицейского участка или с места его задержания полицией?

  • Забрать своего ребенка из отделения можно при наличии паспорта.
  • Кроме того, его может забрать и иной родственник, который может подтвердить документально свое право на такие действия.

Что делать родителям, если сотрудники полиции при задержании ребенка нарушали его права?

Если при задержании — или уже после — него имел место факт неправомерных действий, и права ребенка были нарушены, то родители имеют право обратиться…

  1. В вышестоящую инстанцию в местной системе органов полиции.
  2. В прокуратуру по месту нахождения нарушителя.
  3. К региональному уполномоченному по правам ребенка.

Рекомендуется отправлять жалобы в письменной форме, и оставлять у себя копию.

Также можно подать в суд свою жалобу.


Инструктаж родителей об охране жизни и здоровья, обучающихся 1-11 классов, на период зимних каникул.

Приближается новый год, зимние каникулы, веселое время года, в которые нужно заранее позаботиться об организации проведения зимних каникул детьми, о сохранении здоровья и безопасности, чтобы праздники прошли без ограничений, чтобы ребенок провел их с пользой для своего соматического, психологического и психического здоровья советуем напомнить детям простые правила:

  1. Соблюдать правила дорожного движения в зимнее время. Быть осторожными и внимательными  во время  движения по дороге, особенно в вечернее время суток.
  2. Не разговаривать с незнакомыми людьми, не садиться в незнакомый транспорт.
  3. Осторожно обращаться  с газовыми и электроприборами, предметами бытовой химии, лекарственными препаратами.
  4. Не  употреблять алкогольных напитков, не курить.
  5. Не подходить, не трогать руками подозрительные предметы. В случае обнаружения  сообщить взрослым, в полицию.
  6. Находясь дома, не открывать дверь незнакомым людям.
  7. Не пребывать на водоёмах в период зимних каникул.
  8. Всегда сообщать родителям о своем местонахождении.
  9. Не находиться  на улице после 21.00  без сопровождения взрослых.
  10. Соблюдать правила поведения  в общественных местах.
  11. Помнить телефон службы МЧС: 101, 2-02-25, 072-103-13-66,050-706-76-94
  12. Не увлекайтесь длительным просмотром телевизора, многочасовой работой за компьютером.
  13. Соблюдать правила охраны жизни и здоровья во время Новогодних огоньков,  не использовать хлопушки, бенгальские огни, петарды.
  14. Помнить, что во время зимних каникул ответственность за жизнь и здоровье детей несут  родители.

В плане укрепления здоровья и профилактики гриппа, ОРВИ:

  • Соблюдение режимных моментов во время каникул: соблюдение приема пищи, во время ложится спать, чтобы сон был достаточный
  • Зимние каникулы это много подарков – ограничивать ребенка в поедании большого количества сладкого
  • Чтобы каникулы стали действительно восстановление сил ребенка в рационе включайте больше молочных продуктов, овощей, фруктов, витамины
  • Каникулы самое время для посещения экскурсий, театральных представлений, с целью профилактики ОРВИ не следует ежедневно водить ребенка на праздники, избегать больших толп людей и сократить время пребывания в местах скопления людей
  • Избегать контакта с больными людьми
  • Чаще мыть руки, реже касаться руками носа и губ
  • Больше проводить время на свежем воздухе, не в транспорте и помещениях, прогулки и спортивные занятия на свежем воздухе лучший способ отдыха на зимних каникулах
  • Проводить чаще влажную уборку дома и проветривание
  • Сохранить физическую активность не разрешать долго смотреть телевизор, играть на компьютере, занимать ребенка познавательными играми, чтением, осуществлять контроль за рациональным использование времени

В плане безопасности детей:

  • Осуществлять должный контроль за детьми со стороны родителей для их безопасности
  • Не оставлять младших школьников одних дома
  • Составить список телефонов, куда можно позвонить в экстренных ситуациях
  • Формировать у детей навыки собственной безопасности:  дети не должны играть в одиночку в незнакомом месте, не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми
  • Постоянно будьте в курсе, где и с кем находится ваш ребенок, контролируйте место пребывания ребенка
  • Недопущение пребывания несовершеннолетнего в местах нахождения, где могут причинить вред ребенку

При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • запрещается применять свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
  • запрещается использование пиротехнических средств (петард, фейерверков);
  • запрещается одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • запрещается оставлять без присмотра детей во время новогодних мероприятий;
  • необходимо соблюдать правила дорожного движения;
  • не подвергайте свою жизнь  и жизнь своего ребёнка опасности, выходя на рыхлый лед на водоемах.

Административная ответственность

БУКЛЕТ Об административных правонарушениях и ответственности (в помощь несовершеннолетним и их родителям)

С 16.11.2020 по 20.11.2020 в ГОУ ЛНР «КШ № 10» проходит неделя безопасности жизнедеятельности

Мероприятия для обучающихся на очно-заочной форме обучения (1-4, 9, 11 классы)

  • Беседы с обучащимися на тему: «Безопасность в твоих руках» 1- 4, 9, 11  классы
  • Инструктажи по технике безопасности по темам: Модель поведения при эвакуации из школы  (инструкция № 3)  Правила поведения при пожарах (инструкция № 7)

Модель поведения во время террористических актов (инструкция № 14)

Правила безопасности при обнаружении подозрительных предметов, мин, гранат и неизвестных пакетов (инструкция № 4) Правила поведения на дорогах и в транспорте (инструкция № 15)

Действия при распространении эпидемии инфекционных заболеваний (инструкция № 13)

Профилактика употребления алкогольных и наркотических веществ, суицидального поведения среди учащихся.

  • Просмотр мультфильма «Азбука безопасности» 1-4 классы
  • Классные часы «Что такое травматизм?» 1-4 классы
  • Урок-диалог «Огонь друг и огонь враг» 1-4 классы
  • Информационные часы «Здоровый образ жизни» 9, 11,  классы
  • Уроки безопасности в быту и на улице 9, 11 классы
  • Минутки здоровья 1-4 классы

Мероприятии для обучающихся на дистанционной форме обучения (5-8, 10 классы)

Инструктажи по технике безопасности по темам:

  • Модель поведения при эвакуации из школы  (инструкция № 3)
  • Правила поведения при пожарах (инструкция № 7)
  • Модель поведения во время террористических актов (инструкция № 14)
  • Правила безопасности при обнаружении подозрительных предметов, мин, гранат и неизвестных пакетов (инструкция № 4)
  • Правила поведения на дорогах и в транспорте (инструкция № 15)
  • Действия при распространении эпидемии инфекционных заболеваний (инструкция № 13)

Профилактика употребления алкогольных и наркотических веществ, суицидального поведения среди учащихся.

  • Раздел на сайте «Родителям» «Безопасность на дороге: простые правила дорожного движения для детей»
  • Презентация для родителей «Безопасность на дороге: простые правила дорожного движения для детей»
  • Информационные листовки для родителей по безопасности жизнедеятельности
  • Онлайн- викторина для детей 5-6 классов «Безопасность жизнедеятельности»
  • Выставка рисунков 5-8 классов «Моя безопасность»
  • Фото флешмоб 7-8, 10 классов «Я за ЗОЖ!»

Моя безопасность

Общие правила поведения школьников во время каникул.

  • В общественных  местах быть вежливым и внимательным к детям и взрослым, соблюдать нормы морали и этики.
  • Быть внимательным и осторожным на проезжей части дороги, соблюдать правила дорожного движения.
  • На каникулах в общественном транспорте быть внимательным и осторожным при посадке и выходе, на остановках.
  • Во время игр соблюдать правила игры, быть вежливым.
  • Не разговаривать с посторонними (незнакомыми) людьми. Не реагировать на знаки внимания и приказы незнакомца. Никуда не ходить с посторонними.
  • Не играть в тёмных местах, на свалках, стройплощадках, пустырях и в заброшенных зданиях, рядом с железной дорогой и автомагистралью
  • Всегда сообщать родителям, куда идёшь гулять
  • Без сопровождения взрослых и разрешения родителей не ходить к водоемам (рекам, озерам, водохранилищам) и в лес, не уезжать в другой населенный пункт.
  • На каникулах одеваться в соответствии с погодой.
  • Не дразнить и не гладить беспризорных собак и других животных.
  • Находясь дома во время каникул, быть внимательным при обращении с острыми, режущими, колющими предметами и электронагревательными приборами; не играть со спичками, зажигалками и т.п.
  • Дома строго соблюдать правила пожарной безопасности в квартире.
  • В случае пожара дома использовать правила поведения при пожаре в квартире.

Правила поведения учащихся на осенних каникулах.

  • Соблюдать правила п. 2 настоящей инструкции по правилам поведения на каникулах, а также данные правила поведения во время осенних каникул.
  • Во время осенних каникул, находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва
  • При походе осенью в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.
  • При использовании скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения.
  • При использовании во время осенних каникул роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару.
  • Во время походов в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.

Правила поведения учащихся на зимних каникулах.

  • Соблюдать правила п. 2 данной инструкции по правилам поведения учащихся на каникулах, а также данные правила поведения во время зимних каникул.
  • Во время зимних каникул в случае гололёда не спешить при ходьбе, не обгонять прохожих. При падении стараться упасть на бок, не хвататься за окружающих.
  • Во время катания зимой на горках и катках, быть предельно внимательным, не толкаться, соблюдать правила техники безопасности:
  • Соблюдать:
    1. интервал при движении на лыжах 3-4 м, при спусках с горы — не менее 30 м;
    2. при спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки;
    3. после спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками;
    4. немедленно сообщить взрослым (родителям, знакомым) о первых же признаках обморожения;
    5. во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной слишком свободной обуви.
  • Во время катания зимой на коньках надо стараться обходить тех, кто плохо катается. При падении держать руки ближе к телу и пытаться как можно быстрее подняться на ноги. Надо считаться с конькобежцами, которые «выписывают» дуги и пируэты спиной вперед столкновения с ними не исключены. По неписаному правилу крытых катков, двигаться следует вдоль борта в одном направлении.
  • Находясь у водоёмов во время зимних каникул, не ходить по льду (лед может оказаться тонким).
  • Использовать бенгальские огни и т.п. только в присутствии и с разрешения взрослых в специально отведенных для этого местах, соблюдая правила пожарной безопасности и инструкцию по применению.
  • Играя в снежки, не метить в лицо и в голову.
  • Не ходить вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.

Правила поведения учащихся на весенних каникулах:

  • Соблюдать правила п. 2 данной инструкции по правилам поведения во время каникул, а также данные правила поведения во время весенних каникул.
  • Не ходить во время весенних каникул вдоль зданий – возможно падение снега и сосулек.
  • Не подходить к водоёмам с тающим льдом. Не кататься на льдинах.
  • При использовании весной скутеров, велосипедов соблюдать правила дорожного движения.
  • При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару.
  • Во время походов весной в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых.
  • Во время весенних каникул, находясь вблизи водоёмов, не входить в воду, не ходить по краю обрыва.
  • При походе в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Правила поведения учащихся на летних каникулах.

  • На последнем классном часу перед летними каникулами классный руководитель проводит инструктаж по технике безопасности во время летних каникул для детей своего класса.
  • Соблюдать правила п. 2 данной инструкции по правилам поведения на каникулах, а также данные правила поведения во время летних каникул.
  • Находясь на улице во время летних каникул, надеть головной убор во избежание солнечного удара. При повышенном температурном режиме стараться находиться в помещении или в тени, чтобы не получить тепловой удар
  • При использовании скутеров, велосипедов во время летних каникул соблюдай правила дорожного движения.
  • При использовании роликовых коньков, скейтов и самокатов, помни, что проезжая часть не предназначена для их использования, ты должен кататься по тротуару.
  • Находясь летом вблизи водоёмов, соблюдать правила поведения на воде. Не купаться в местах с неизвестным дном.
  • Входить в воду только с разрешения родителей и во время купания не стоять без движений. Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов. Не оставаться при нырянии долго под водой.
  • Не купаться более 30 мин., если же вода холодная, то не более 5-6 мин.
  • Не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться при большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.
  • Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.
  • Во время походов летом в лес обязательно надеть головной убор и одежду с длинными рукавами во избежание укусов клещей и других насекомых
  • Во время похода летом в лес не поджигать сухую траву, не лазить по деревьям, внимательно смотреть под ноги.

Виды взрывоопасных предметов и места потенциальной опасности их обнаружения

К взрывоопасным предметам в наши дни можно отнести любое вещество или предмет, который способен взрываться и причинять немало бед тем, кто не умеет с ними обращаться. Самое пристальное внимание сейчас уделяется таким «детским» развлечениям как петарды. Эти предметы способны разрываться в руках человека, не умеющего с ними обращаться. Возможен и другой вариант, когда данная вещи сделана с нарушениями технологии изготовления. К опасным и тяжёлым последствиям может принести такая игрушка. Известны случаи, когда дети оставались без верхних или нижних конечностей тела, без глаз и т.д. Во избежание несчастных случаев, следует точно знать инструкции по применению петард в быту. Заниматься по этому применению должны взрослые люди, хорошо понимающие последствия от неправильного их применения.

Взрывоопасным веществом может оказаться предмет, имеющий взрывчатый газ. Любой взрыв влечет за собой лишение здоровья человека. В каждом доме есть газовые плиты, которые имеют точную инструкцию по её применению. Нарушение такой инструкции может привести к взрыву. Вот почему маленьких детей не допускают к использованию газовых плит. Пользоваться ею может только тот человек, который хорошо знает инструкцию по её применению и прошёл определённый курс обучения.

Зачастую найденное оружие или старые предметы (бомбы, мины, гранаты, ружья), оставшиеся после времён войны ещё могут принести свой смертоносный заряд в наши дни. Немало известных случаев, когда ребята, не подозревая об опасности, играют найденными предметами.

Игра с взрывоопасными предметами грозит потери здоровью не только тому, кто решил поиграть, но и рядом стоящему товарищу.

Не играйте с предметами, которые являются взрывоопасными! Не допускайте, чтобы играли ваши товарищи! Объясняйте им крайнюю опасность таких игр!

Мины и взрывоопасные предметы унесли и покалечили множество человеческих жизней. Этот ужас продолжается и сейчас. Опасность, которую несет в себе использование этого вида вооружений, имеет более серьезные и более длительные социально-экономические последствия как для мирного населения государств, где существует проблема мин и заминированных объектов, прошедших последствий военных конфликтов, так и для тех, кто использует это оружие в своем арсенале.

Несколько погибших каждый год – трагическая реальность. Гибнут взрослые, пытаясь сдать опасную находку в пункт приема металлолома или при попытке разобрать устройство с целью получить взрывчатое вещество; гибнут дети, которые из любопытства подкладывают боеприпасы в костер.

Натолкнуться на опасную «игрушку» можно практически везде: в лесу, в старом окопе, на свежевспаханном поле, на собственном огороде и даже на улицах городов. И если взрывные устройства серийного образца легко распознать по внешнему виду и действовать согласно ситуации, то самодельную взрывчатку, что может появиться на улицах городов и поселков, распознать гораздо сложнее. Опасность террористических актов, от которых не застрахована ни одна страна мира, делает вопрос обращения с неизвестными, оставленными без присмотра вещами крайне актуальным.

Под взрывоопасными предметами следует понимать любые устройства, средства, подозрительные предметы, способные при определенных условиях взрываться.

К взрывоопасным предметам относятся:

  • взрывчатые вещества — химические соединения или смеси, способные под влиянием определенных внешних воздействий (нагревание, удар, трение, взрыв другого взрывного устройства) до быстрого химического превращения, что само распространяется с выделением большого количества энергии и образованием газов.
  • боеприпасы — изделия военной техники одноразового применения, предназначенные для поражения живой силы противника. К боеприпасам относятся:
    • боевые части ракет;
    • авиационные бомбы;
    • артиллерийские боеприпасы (снаряды, мины);
    • инженерные боеприпасы (противотанковые и противопехотные мины);
    • ручные гранаты;
    • стрелковые боеприпасы (патроны к пистолетам, карабинам, автоматам и т.д.);
  • пиротехнические средства:
    • патроны (сигнальные, осветительные, имитационные, специальные);
    • взрывпакеты;
    • петарды;
    • ракеты (осветительные, сигнальные);
    • гранаты;
    • дымовые шашки.
  • самодельные взрывные устройства – устройства, в которых применен хотя бы один из элементов конструкции самодельного изготовления:
    • самодельные мины-ловушки;
    • мины-сюрпризы, имитирующие предметы домашнего обихода, детские игрушки или вещи, привлекающие внимание.

Обычно, при нахождении серийных мин, снарядов, гранат взрослые немедленно вызывают специалистов, которые ограждают район и обезвреживают опасные находки. Другое дело — дети. Природное любопытство побуждает их к опасным экспериментам. Дети подкладывают боеприпасы в костер, испытают их на прочность ударами, пытаются разобрать, приносят домой, во двор, до школы. Поэтому так важно объяснить ученикам последствия подобных действий, научить правилам поведения в таких ситуациях.

В случае нахождения взрывоопасного устройства ЗАПРЕЩЕНО:

  • приближаться к предмету;
  • передвигать его или брать в руки;
  • разряжать, бросать, ударять по нему;
  • разжигать рядом костра или бросать в него предмет;
  • приносить предмет домой, в лагерь, в школу.

Необходимо немедленно сообщить в полицию или взрослых о находке!

Земля таит много опасных находок, на которые можно натолкнуться во время прогулок, походов и стать их жертвами, даже не подозревая об этом. Никто не может гарантировать, что в земле под костром, разложенным на лесной поляне, нет снарядов времен войны.

Во время прогулок в лесу или в туристическом походе:

  1. тщательно выбирать место для костра. Оно должно быть на достаточном расстоянии от траншей и окопов, оставшихся с войны;
  2. перед разведением костра в радиусе пяти метров проверить почву на наличие взрывоопасных предметов щупом (или осторожно снять лопатой верхний слой почвы, перекопать землю на глубину 40 – 50 см);
  3. пользоваться старыми кострами не всегда безопасно, ведь там могут оказаться подброшены военные «трофеи» или такие, которые не взорвались;
  4. ни в коем случае не подходить к найденным костров, что горят (особенно ночью). В этом костре может оказаться предмет, который может взорваться.

Практически все взрывчатые вещества чувствительны к механическим воздействиям и нагреванию. Обращение с ними требует предельного внимания и осторожности.

Следует помнить, что разминированием, обезвреживанием или уничтожением взрывоопасных предметов занимаются только подготовленные специалисты-саперы, допущенные к этому виду работ.

Одной из серьезных угроз современного общества является терроризм. Почти ежедневно совершаются террористические акты, в результате которых погибают люди. Большинство этих преступлений совершаемых с использованием взрывных устройств. Нередко это самодельные, нестандартные устройства, что их сложно обнаружить, обезвредить или ликвидировать. Преступники обычно помещают их в обычные портфели, сумки, банки, пакеты и затем оставляют в многолюдных местах. В таком случае трудно отличить сумку с взрывчаткой от такой же сумки, оставленной забывчивым пассажиром в общественном транспорте. Часто такие мины-ловушки имеют довольно привлекательный вид. Известны случаи применения их в авторучках, мобильных телефонах, кошельках, детских игрушках.

Поэтому безнадзорные предметы в транспорте, кинотеатре, магазине, на вокзале и т.д. требуют особого внимания.

Есть несколько признаков, позволяющих предположить, что имеем дело со взрывным устройством. Следует обращать внимание на:

  • припаркованные возле зданий автомашины, владелец которых неизвестен или государственные номера которой не знакомы жителям, а также когда автомобиль давно нерушимо припаркован;
  • наличие в найденном механизме антенны или присоединенных к нему проводов;
  • звуки, раздающиеся от предмета (тиканье часов, сигналы через определенный промежуток времени), мигание индикаторной лампочки;
  • наличие источников питания на механизме или рядом с ним (батарейки, аккумуляторы и т.п.);
  • наличие растяжки проводов или проводов, которые тянутся от механизма на большое расстояние.

Если найдено забытую вещь в общественном транспорте, уместно опросить людей, находящихся рядом. Желательно установить, кому вещь принадлежит или кто мог ее оставить. Если хозяина установить не удается, нужно немедленно сообщить о находке водителю (кондуктору).

В случае нахождения подозрительного предмета в подъезде дома, нужно опросить соседей, возможно, он принадлежит им. В случае невозможности установить владельца – немедленно сообщить о находке в ближайшее отделение милиции, военкомат, органов местного самоуправления, подразделения МЧС по телефону «101».

Если подозрительный предмет обнаружен в учреждении, нужно немедленно сообщить о находке в администрацию.

В случае нахождении взрывоопасного устройства:

  1. Немедленно сообщить в дежурные службы органов внутренних дел, гражданской защиты;
  2. Не подходить к предмету, не трогать и не передвигать его, не допускать до находки других людей;
  3. Прекратить все виды работ в районе обнаружения взрывоопасного предмета.
  4. Не пользоваться средствами радиосвязи, мобильными телефонами (они могут спровоцировать взрыв).
  5. Дождаться прибытия специалистов; указать место находки и сообщить время ее обнаружения.

В случае, когда в доме найдено взрывное устройство и осуществляется эвакуация:

  • наденьте одежду с длинными рукавами, плотные брюки и обувь на толстой подошве (это может защитить от осколков стекла);
  • возьмите документы (паспорт, свидетельство о рождении детей), деньги;
  • во время эвакуации следуйте маршруту, указанному органами, которые проводят эвакуацию. Не пытайтесь сократить путь, потому что некоторые районы или зоны могут быть закрыты для передвижения;
  • держитесь подальше от оборванных линий энергоснабжения.

Если дом (квартира) оказались вблизи эпицентра взрыва:

  • осторожно обойдите все помещения, чтобы проверить, нет ли утечек воды, газа, возгораний и т.п. В темноте ни в коем случае не зажигайте спички или свечи – пользуйтесь фонариком;
  • немедленно отключите все электроприборы, перекройте газ, воду;
  • из безопасного места позвоните родным и близким и кратко сообщите о своем местонахождении, самочувствии;
  • проверьте, нуждаются в помощи соседи.

Оказавшись вблизи взрыва, умерьте свое любопытство и не пытайтесь приблизиться к эпицентру, чтобы разглядеть или помочь спасателям. Лучшее, что можно сделать – покинуть опасное место. К тому же, стоит знать, что злоумышленники часто устанавливают взрывные устройства парами, чтобы, через некоторое время после взрыва первой из них, раздался второй взрыв. Злоумышленники рассчитывают на то, что после первого взрыва на его месте соберутся люди, в том числе и представители силовых структур, и при повторном взрыва жертв будет гораздо больше.

Правила безопасного поведения при обнаружении неизвестных и взрывоопасных предметов:

  1. Заметив оставленный в транспорте, подъезде дома и т.п. пакет (сумку, коробку и т.п.), ни в коем случае не трогайте его: возможно, в нем находится взрывное устройство.
  2. Сообщите о своей находке дежурному сотруднику полиции. Если вы заметили коробку, пакет, сумку в городском транспорте, сообщите об этом водителю.
  3. Не играйте со взрывпакетом, если каким-то образом он оказался у вас: можно получить тяжелые ожоги и травмы.
  4. Не бросайте в костре патроны – они могут выстрелить и ранить вас.
  5. Опасайтесь взрыва: кислородных баллонов, сосудов под давлением, пустых бочек из-под бензина и растворителей, газовоздушных смесей.
  6. Обнаружив подозрительный предмет, похожий на снаряд, мину, гранату, не приближайтесь к нему и не бросайте камни, снаряд может взорваться. Место расположения подозрительного предмета оградите и сообщите о находке в милицию по телефону 102 и находящимся поблизости взрослым. Дождитесь прибытия полиции.

 
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Сдвигать с места, бросать, поднимать взрывоопасные предметы.
  2. Собирать и хранить боеприпасы, пытаться их разбирать, нагревать и ударять.
  3. Изготавливать из снарядов предметы быта.
  4. Использовать снаряды для разведения костров, приносить их в помещение.
  5. Собирать и сдавать в металлолом боеприпасы, оружие и снаряжение времен войны.

Правила поведения во время грозы, сильного ветра, шквалов, ураганов

Как действовать во время урагана:

  • Если ураган застал Вас в здании, отойдите от окон и займите безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами.
  • Погасите огонь в печах, отключите электроэнергию, закройте краны на газовых сетях. В темное время суток используйте фонари, лампы, свечи; включите радиоприемник для получения информации управления ГО и ЧС и комиссии по чрезвычайным ситуациям;
  • Если ураган застал Вас на улицах населенного пункта, держитесь как можно дальше от легких построек, зданий, мостов, эстакад, линий электропередач, мачт, деревьев, рек, озер и промышленных объектов.
  • Для защиты от летящих обломков и осколков стекла используйте листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики, доски и другие подручные средства.
  • Старайтесь быстрее укрыться в подвалах, погребах и противорадиационных укрытиях, имеющихся в населенных пунктах.
  • Не заходите в поврежденные здания, так как они могут обрушиться при новых порывах ветра. При снежной буре укрывайтесь в зданиях.
  • Если вы оказались в поле или на проселочной дороге, выходите на магистральные дороги, которые периодически расчищаются и где большая вероятность оказания Вам помощи.
  • При пыльной буре закройте лицо марлевой повязкой, платком, куском ткани, а глаза очками.
  • При поступлении сигнала о приближении смерча необходимо немедленно спуститься в укрытие, подвал дома или погреб, либо укрыться под кроватью и другой прочной мебелью. Если ураган застает Вас на открытой местности, укрывайтесь на дне дорожного кювета, в ямах, рвах, узких оврагах, плотно прижимаясь к земле, закрыв голову одеждой или ветками деревьев. Не оставайтесь в автомобиле, выходите из него и укрывайтесь, как указано выше.

Правила действий при грозе

Характерные признаки приближающейся грозы:

  1. бурное и быстрое развитие во второй половине дня мощных, темных кучево-дождевых облаков в виде горных хребтов с вершинами-наковальнями;
  2. резкое понижение атмосферного давления и температуры воздуха;
  3. изнурительная духота, безветрие;
  4. затишье в природе, появление на небе пелены;
  5. хорошая и отчетливая слышимость далеких звуков;
  6. приближающиеся раскаты грома;
  7. яркие вспышки молний.

Правила поведения:

  • Для уменьшения вероятности поражения молнией тело человека должно иметь как можно меньше контактов с землей. Наиболее безопасной позой считается следующая: присесть, ступни поставить вместе, опустить голову и грудь на колени и предплечья, руками обхватить колени.
  • Можно сесть или встать на изоляционный материал: бревно, доску, камень, палатку, спальный мешок, веревку, рюкзак.
  • Не располагайтесь во время грозы рядом с железобетонным полотном, у водоема, у высотного объекта без молниеотвода.
  • Не касайтесь головой, спиной или другими частями тела поверхности скал, стволов деревьев, металлических конструкций.
  • В зоне относительной безопасности займите сухое место на расстоянии 1,5 − 2 метра от высоких объектов: дерево, скала, опора ЛЭП.
  • Не находитесь рядом с включенными электроприборами, проводкой, металлическими предметами, не касайтесь их руками, не располагайтесь вблизи молниезащитного заземления.
  • Обойдите участок земли, куда попала молния, или переждите несколько минут, когда электричество рассеется.
  • Во время грозы постарайтесь сохранить одежду и тело сухим.
  • Незамедлительно вызовите спасателей-пожарных по телефону «101» в случае возникновения пожара от удара молнии.
  • Окажите помощь пострадавшим.

Памятка безопасное поведение на водоёмах

Правила безопасного поведения на водоёмах

 22.03.2021

Памятка

Вызов на допрос несовершеннолетнего

 29.12.2020

Буклет

Административная ответственность несовершеннолетних

 29.12.2020

Инструкция № 18

Инструкция

 28.12.2020

Инструкция № 6

Инструкция

 28.12.2020

Инструкция № 12

Инструкция

 28.12.2020

Инструкция № 9

Инструкция

 28.12.2020

Инструкция № 16

Инструкция

 28.12.2020

Пожарная безопасность

Правила пожарной безопасности в школах

 25.12.2020

Инструкция № 15

Инструкция

 17.11.2020

Инструкция № 14

Инструкция

 17.11.2020

Инструкция № 13

Инструкция

 17.11.2020

Инструкция № 7

Инструкция

 17.11.2020

Инструкция № 4

Инструкция

 17.11.2020

Инструкция № 3

Инструкция

 17.11.2020