Текст в формате PDF

Мандала.

Форма и значение цветов.

Понятие мандалы было внесено в западную психологию швейцарским психологом К.Юнгом. Оноткрыл еѐ, занимаясь собственным психоанализом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т.е. по сути являлась его отображением.

Для Юнга мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуализации личности. При этом мандала помогает активизировать бессознательное и в результате укрепления внутреннего порядка найти новые ориентиры во внешнем мире. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует самопознанию, оздоровлению организма и росту человека как личности. Привлечение бессознательного может усилить противостояние человека внешним жизненным обстоятельствам. Особенно большое значение имеет это отступление в собственный центр в период общественных перемен.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, мы очерчиваем границу, защищающую физическое и психологическое пространство, с которым мы идентифицируем свою личность.

Создавал мандалу, мы создаем символ собственной личности, который помогает нам понять, что мы из себя представляем в данный момент.

Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности. Такое проявление и восприятие конфликтов позволяет освободиться от напряжения и достичь целостности.

КРАСНЫЙ цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

ОРАНЖЕВЫЙ цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует «границу огня». Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

ЖЁЛТЫЙ цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жѐлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение «тени».

ЗЕЛЁНЫЙ цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелѐный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им. В этой связи зелѐный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелѐный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жѐлтый и голубой цвета, т.е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый, получивший свое название от бирюзы — драгоценного камня, который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелѐного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

ГОЛУБОЙ цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тѐмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чѐрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

СИНИЙ цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

ФИОЛЕТОВЫЙ цвет (а также его тѐмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить «магические» связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

ЧЁРНЫЙ цвет, т.е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чѐрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, — живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чѐрный цвет может означать также и «психологическую смерть», что отчасти проявляется и в тѐмно-голубом цвете, тѐмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чѐрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чѐрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей «темной» стороны в самосознание.

В противоположность чѐрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой — о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

СЕРЫЙ цвет — это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии «ощущения радуги». Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Источник: Рай К. Цветомедитация / Перевод с немецкого: А.М. Чунаков. М.: Интерэксперт,
1995.